Группа, название которой многое говорит даже людям от рэпа далеким, возникла в Ростове-на-Дону в 97-м. То было время, когда рэп только делал первые нетвердые шаги, вербуя немногочисленных поклонников. Теперешняя Каста – Влади, Шым, Хамиль, Змей – выкристаллизовалась не сразу. Ростовские парни, в полной мере чувствующие уличные настроения, знающие цену словам и поступкам, они просто любили рэп, и сначала лишь слушали, искали единомышленников, а отыскав, задумывались о большем. Первые треки, первые хип-хоп-пати, что происходили в маленьких ростовских клубчиках, отличавшихся свойской атмосферой братства и единодушия. Тогда Каста объединяла несколько групп и свободных МС, ее состав был многолюдным, а выступления отделялись от тусовки только порогом невысокой сцены.

В самом конце 90-х рэпом в России, в Москве впервые занялись всерьез: в стране появились структуры, готовые оседлать зарождающийся интерес к хип-хопу. Мощные связи, доступ к телевидению; впоследствие на поверхность всплыла даже ключевая идея представителей шоу-биза от рэпа – "монополия на рэп" в стране. Реакция слушателей на штампованный и ненатуральный хип-хоп конца 90-х была неадекватной. Очень быстро сформировалось мнение, что рэп это нелепые штаны, возгласы "Йо!" и, если обобщать, – нечто несерьезное, вызывающее насмешки.

Каста показала, что у рэпа может быть другое лицо: живое, человечное. Что можно не копировать Запад, не подстраиваться под формат, можно говорить о понятных, но не пошлых вещах. Что можно найти своего слушателя невзирая ни на какие "монополии".

Первый кассетный тираж ("Трехмерные рифмы") они выпустили в 1999 году на собственные деньги. Альбом разлетелся по Югу России, чему поспособствовали и "пираты". Первый CD от Касты, сборник "В полном действии", вышел в 2000 году, когда их творчеством заинтересовалась компания "Видеосервис". А год спустя появился клип "На порядок выше", многих заставивший впервые отнестись к жанру всерьез.

Это был первый сингл с альбома "Громче воды, выше травы", пластинки, показавшей, что рэп способен быть совсем иным: продолжающим традиции российской поэзии и русского рока с их трепетным отношением к слову, с нешаблонным подходом к творчеству, с определенной моралью. Диск вышел на открытом при участии Касты независимом лейбле Respect Production, выросшем в одного из главных игроков на поле отечественного хип-хопа.

Вслед за альбомом Касты вышло две сольных пластинки от участников группы: Влади "Что нам делать в Греции"(2002) и Хамиль "Феникс"(2004). Каста занимала места в хит-парадах, не теряя почтения и в андерграунде. Каста первой в России получила награду в номинации "Лучшая рэп-группа" от зрителей двух главных музыкальных телеканалов. Это случилось в 2004-м на первой церемонии MTV RMA и в 2006-м на церемонии вручения наград Муз-ТВ, где впервые была представлена эта номинация.

"Быль в глаза" - второй альбом нашей группы, записан он спустя шесть лет после выхода первого. Все это время мы беспечно гастролировали, записывали сольные альбомы, спорили о сверхценных мелочах, испытывали приливы и отливы популярности, взрослели, создавали семьи. Альбом сочинялся в сложных условиях - мы отвыкли писать песни коллективно, чему пришлось учиться заново. Работу над ним мы закончили ранней весной 2008 года, в пору наиболее сильного ощущения собственной творческой состоятельности. К этому времени требования наших почитателей представить им новый альбом стали отчаянными, а требования формата главных музыкальных каналов лишили нас иллюзий о том, что для эфира годится что-то кроме бестолковой музыкальной жвачки. Поэтому мы приложили все усилия, чтоб выпустить "Быль в глаза" как можно раньше, не дожидаясь наиболее выгодного периода для музыкальных релизов - осени. Пришлось потрудиться, в том числе провести реорганизацию лейбла, для того чтобы альбом, следуя уже сложившейся традиции, вышел на "Respect Production".

Название «Быль в глаза» удачно отражает суть нашего нынешнего творческого подхода. Мы кроим ткань реальности, выворачивая края и подшивая с изнанки. Так что ответы на вопросы "Ваши песни основаны на реальных событиях?" и "Ваши песни - вымысел?" звучат одинаково - "Да". Возможно, название "Быль в глаза" наведет на мысль о некоем ультиматуме, продиктованном суровой реальностью, который мы высказываем слушателю в лицо. Такой оттенок наблюдался в "ранней" Касте, но отсутствует в Касте "новой".

Вряд ли есть основная идея, которую мы хотим донести до слушателя посредством этого альбома. Этот диск скорее набор миниатюр, объединенных одним творческим периодом и подходом. "Подарок" - рассказ об амплитудах родительской любви. "Романтика" - немного цинизма во взгляде на период ухаживания. "Истина где-то рядом" - о том как люди ради достижения целей изворотливо меняют облики. "Голос брехуна" - о внутреннем голосе, враждующем с интуицией, о поиске откровения, о готовности к чуду. "На крыльях любви" - сатирический памятник низкопробной поп-музыке с затасканными словами и фальшивыми эмоциями. "Вселенская обида" - неумолимое женское непрощение, даже когда виновника уже нет в живых. "По голове себе постучи"- трехминутный комикс, сборище нелепых ситуаций, где иногда не ясно, чем именно вызван смех.

Новый альбом сильно отличается от нашего первого "Громче воды, выше травы". Например, в песнях уже не так много уличных мотивов со здравой пацанской философией, и если того не потребует замысел новой песни, то мы впредь не будем озвучивать взгляды неблагополучной молодежи с окраин. Это может обернуться для нас потерей некоторой части фанатов, которые остались бы с нами, продолжи мы говорить с ними на том же языке. Однако взамен мы выбрали большое дело - художественный рэп, сочетание литературы и музыки, и считаем этот диск своим творческим пиком.

Влади, Шым, Хамиль, Змей